Провидение победы Украины

Как усилить безопасность Запада

Часть І

Оповідь українською, Historia po polsku

Автор Тарас Кузьо

Иллюстратор Марина Луцик

Как отметил профессор Йельского университета Тимоти Снайдер, Украина неоднократно оказывалась в центре европейской истории. Сюда относятся Первая и Вторая мировые войны, Голодомор и Большой террор Иосифа Сталина в 1930-х годах и нацистский Холокост. Стремление Украины к независимости и желание воссоединиться с Европой привело к распаду Советского Союза и приведет к краху Российской империи, маскирующейся под Российскую Федерацию.

В декабре 1991 года референдум о независимости Украины поддержали 92 процента населения. Советская империя прекратила свое существование 31 декабря 1991 года. Беларусь провозгласила независимость, но не проводила референдум, а Российская СФСР так никогда и не провозглашала независимость от СССР. Предстоящая военная победа Украины над Россией приведет к распаду последней сохранившейся Российской империи.

Запад опасался, что распад СССР приведет к “ядерной Югославии”, чего так и не произошло. СССР распался в основном мирно. Конфликты, вспыхнувшие в молдавском Приднестровье и грузинских Абхазии и Южной Осетии, возникли из-за гибридного вмешательства России. Советский Союз и Россия поддерживали армянских марионеток, которые подвергли этнической чистке три четверти миллиона азербайджанцев, уничтожили более 4000 азербайджанских мирных жителей[1] и комбатантов и оккупировали пятую часть территории Азербайджана, которая была освобождена только в 2020 году.

Ядерное оружие было передано из Украины в Российскую Федерацию в обмен на гарантии безопасности Будапештского меморандума, которые оказались бесполезными в 2014 году, когда было совершено вторжение в Украину, Россия ими пренебрегла, а Запад проигнорировал. С конца 1990-х ядерное оружие советских времен базируется только в Российской Федерации.

Предстоящая военная победа Украины над Россией запустит процесс распада последней оставшейся Российской империи. Крах Российской Федерации приведет к ее деколонизации и созданию впервые в истории русского национального государства меньшего размера. Это станет позитивным и давно назревшим событием для русского народа, положив конец десятилетиям ксенофобского антагонизма с Западом и империалистических войн с соседями. Россия пойдет по стопам турок, перешедших из Османской империи в турецкое национальное государство под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. И так же, как и при крахе СССР, не будет никакой “ядерной Югославии”, когда Российская империя распадется.

Шесть целей Запада

Вторжение России в Украину стало катастрофическим и ведет к демилитаризации России. Это может быть только на благо безопасности Запада. 

Грядущее поражение России в войне с Украиной приведет к депутинизации России, поскольку его режим не переживет такого потрясения. Путин и другие кремлевские лидеры будут преданы суду за военные преступления, скорее всего, заочно. Демилитаризация, военное поражение и депутинизация повлекут за собой распад Российской Федерации и деколонизацию последней оставшейся в мире империи. Нерусские в Российской империи, подвергающиеся многовековой жестокой колонизации, создадут независимые национальные государства. Находящийся в заключении лидер оппозиции Алексей Навальный предупредил, что Россия движется к катастрофе, заявив, что вопрос заключается в том, “насколько сильно Россия ударится о дно и развалится ли она на части”.[2]

Запад должен преследовать шесть стратегических целей в отношении России:

Первая цель — военная и финансовая поддержка Украины для продолжения борьбы до тех пор, пока Россия не будет побеждена и ее войска не будут выведены со всех украинских территорий, включая Крым. Президент Украины Владимир Зеленский и украинский народ никогда не примут мир как возврат к территориальному статус-кво 2014–2022 годов, когда Крым и 40 процентов украинского Донбасса были оккупированы. На протяжении 2022 года во время войны с Россией опросы Киевского международного института социологии показали, что 82 процента (в мае 2022 года)–87 процентов (в сентябре 2022 года) украинцев отказались идти на компромисс относительно территориальной целостности страны, даже если война продлится дольше.[3] Такого мнения придерживались 80 процентов украинцев на юге, 82 процента на востоке и 88 процентов на западе страны. Также нет существенной разницы между украиноязычными (89 процентов), двуязычными украино-русскоязычными (86 процентов) и русскоязычными (76 процентов) в отношении отказа от поддержки территориальных уступок в обмен на мир.

Второй целью должно стать отстранение Владимира Путина от власти. Это может произойти в результате военного поражения России или другими способами. Оставшийся у власти Путин будет представлять будущую угрозу безопасности Украины и западных соседей. После поражения России Путин, его кремлевские идеологи и командиры силовых структур должны быть привлечены к ответственности за преступления агрессии, военные преступления и геноцид.

Третья цель должна обеспечить, чтобы Россия больше не представляла угрозы для своих соседей, а ее военная агрессия не привела бы к глобальному кризису. Война России против Украины уничтожит или выведет из строя огромную часть российской военной техники. Запад должен добиваться деколонизации Российской империи, которая маскируется под федерацию, но долгое время является угнетателем своих нерусских народов, включая украинцев. Деколонизация последней оставшейся в мире империи положит конец русификации и геноциду нерусских народов в Российской Федерации.

В отличие от Англии и Франции, Россия никогда не строила национальное государство до того, как построила империю, и поэтому эти понятия всегда были сопряжены. Русская идентичность была привязана к Советскому Союзу, а не к Российской СФСР. В постсоветскую эпоху русская идентичность оказалась шире, чем Российская Федерация, она связана с СССР, Содружеством Независимых Государств (СНГ), Евразией и “русским миром”. Россия выиграет от деколонизации, впервые в своей истории став национальным государством. Деколонизация приведет к трансформации русской идентичности из имперской в гражданскую привязанность к русскому национальному государству. Как писал Януш Бугайский, “…Россия нуждается в освобождении от самой себя”.[4]

Четвертая цель уже была запущена Украиной в Организации Объединенных Наций (ООН) — это исключение Российской Федерации из Совета Безопасности ООН, где она унаследовала место СССР без прохождения шагов, требуемых ООН.[5]

Пятой целью должно стать предотвращение будущих искушений России вновь начать военную агрессию против своих соседей, закрыв серую зону безопасности между Организацией Североатлантического договора (НАТО) и Европейским союзом (ЕС) на Западе и Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза на Востоке. Это будет осуществляться путем предоставления Украине, Грузии и Азербайджану ПДЧ НАТО (Планов действий по членству). Украина, находящаяся в НАТО, не позволит России начать второе вторжение в будущем и в то же время разрешит замороженные конфликты в Грузии и Азербайджане.

Шестой целью должна стать поддержка демократического перехода в Беларуси к постлукашенковскому режиму, способствуя его замене Святланой Циханоуской, выигравшей президентские выборы в августе 2020 года, но победу которой украли самопровозглашенный белорусский президент Аляксандр Лукашенка и Путин. Лукашенка также должен предстать перед судом за поддержку военных преступлений России. ЕС должен поддержать Belexit из Евразийского экономического союза и подписание Циханоуской Соглашения об ассоциации с ЕС.

Императив деколонизации России

Президент России Путин осуждает однополярный мир под руководством США с момента своего известного выступления на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2007 года.[6] С тех пор антизападная ксенофобия стала основой его режима, особенно обострившись после его возвращения на пост президента в 2012 году. Вторжение России в Украину и война против украинцев рассматривается Россией как прокси-война против Запада, который якобы превратил Украину в “антироссию” вопреки желанию ее якобы “малороссийского” населения.

Вопли Путина о многополярном мире вместо однополярного противоречат его разрушению многополярности в Российской Федерации. Россия — это бутафорская федерация, где местная автономия и региональное самоуправление уничтожены и заменены гиперцентрализованным государством. Губернаторы больше не избираются на выборах, а назначаются Кремлем. Региональные собрания больше не могут принимать законы.[7] В то время как федерализм в России является бутафорией, Кремль на протяжении восьми лет, предшествующих вторжению, оказывал давление на Украину, чтобы она стала федеративной системой в рамках выполнения Минских соглашений, подписанных в 2014–2015 годах.

Уничтожив федерализм и многополярность, Москва превратила себя в “имперскую метрополию”.[8] Олигархи и крупные государственные компании эксплуатируют природные ресурсы нерусских национальных территорий гораздо хуже, чем все, что предпринимали европейские колонизаторы в своих империях. Сверхцентрализация и разрушение федерализма сопровождаются хищнической эксплуатацией сырья и природных ресурсов нерусских народов Российской Федерации. Олигархи, находящиеся в ведении Кремля, направляются в эти колонии точно так же, как британцы и французы посылали высокопоставленных чиновников для эксплуатации своих заморских колоний. Российское мафиозное государство стремится хищнически эксплуатировать ресурсы своих колоний таким образом, который заставил бы западноевропейских колонизаторов краснеть от зависти.

Деньги, полученные от этих ресурсов, уходят из нерусских регионов и пополняют государственный бюджет для щедрых расходов в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. Значительная часть прибыли направляется в офшорные зоны, где коррумпированные чиновники и олигархи прячут награбленное.

Несоответствие относительно очень плохих социально-экономическими условий и отсутствия перспектив трудоустройства между нерусскими регионами и европейской частью России стало очевидным после того, как Россия начала свое вторжение в Украину. Российские войска из Дагестана, Бурятии, Тувы и других нерусских областей не могли осознать, насколько зажиточнее украинские села и города. Они не могли поверить, что в украинских селах есть водопровод, ванные комнаты, внутренние туалеты и электричество, которых у них нет более чем через два десятилетия после первого избрания Путина президентом России.[9] Воровать стиральные машины не имело смысла, поскольку их нельзя использовать дома в российских деревнях, где нет элементарных удобств, таких как водопровод и электричество.

Поэтому неудивительно, что нерусские народы Российской Федерации выступают за децентрализацию и независимость. Их представители осуждают непропорциональное использование нерусских для вторжения в Украину и более высокий уровень их потерь. В ходе мобилизации было призвано больше нерусских, чем этнических русских.[10]

Украинский парламент с 2015 года взял на себя ведущую роль в поддержке нерусских народов в Российской Федерации и осуждении российской колониальной и расистской политики в отношении крымских татар и политических репрессий против них. Четыре резолюции, принятые в мае 2015 года, мае и октябре 2016 года и марте 2018 года, поддержали крымских татар как основную титульную нацию в Крыму, а не этнических русских. Крымскотатарское государство существовало в течение шестисот лет до завоевания Крыма Российской империей в 1783 году. В течение четырех столетий до монгольского нашествия 1240 года Крым был частью Киевской Руси (первое название Украины). Следовательно, украинцы и крымские татары правили Крымом почти тысячелетие до имперского завоевания России. Утверждения русских о том, что они коренные жители Крыма, являются расистскими в той же мере, как если бы европейцы утверждали, что они, а не автохтонное население, были коренными народами США, Канады, Австралии и других стран, колонизированных европейцами.

В мае 2019 года украинский парламент принял резолюцию в поддержку крымских татар и других малочисленных коренных народов Крыма на основании Декларации ООН о правах коренных народов от сентября 2007 года.[11] Еще одна парламентская резолюция осудила массовое ущемление прав коренных нерусских народов в Российской Федерации по десяти ключевым направлениям:

1. Закрытие организаций национальных меньшинств.
2. Уголовное преследование организаций национальных меньшинств за “экстремизм”.
3. Возбуждение уголовных дел против нерусских национальных активистов.
4. Вмешательство в религиозные конфессии, исповедуемые нерусскими народами.
5. Образовательная политика, препятствующая преподаванию языков нерусских народов.
6. Запрет политических партий и организаций, созданных нерусскими народами.
7. Нерусским народам отказано в контроле и суверенитете над своими природными ресурсами, которые эксплуатируются олигархами от имени российского мафиозного государства.
8. Нерусские подвергаются политическим репрессиям за критику и осуждение вторжения в Украину и преступного поведения российской армии.
9. Крымские татары подвергаются жестоким политическим репрессиям и расистскому уничтожению их культуры и самобытности оккупационными властями Крыма.
10. Российские власти целенаправленно препятствуют расследованию уголовных дел об убийстве нерусских активистов.

Украинский парламент потребовал от ООН акта, осуждающего нарушение Россией политических, гражданских, национальных, религиозных и культурных прав нерусских народов в Российской империи. Украина также настаивала на том, чтобы Россия прекратила свою политику русификации и ассимиляции нерусских народов и остановила уничтожение автономных прав нерусских республик. Резолюция призвала ООН потребовать от Российской Федерации предоставить ресурсы для изучения языков нерусских народов в школах и разрешить регистрацию публикаций в СМИ на их языках.

В октябре 2022 года украинский парламент принял резолюцию, в которой Чеченская Республика Ичкерия признана временно оккупированной Россией, и осудил геноцид чеченского народа. Путинская война против Чечни в начале 2000-х убила более 100 000 чеченцев. Украинский парламент поддержал Декларацию Национального конгресса чеченского народа о государственном суверенитете Чечни от 25 ноября 1990 года и право чеченского народа на самоопределение, закрепленное в Уставе ООН.[12]

В резолюции украинский парламент:

1. Провозгласил политику непризнания оккупации Российской Федерацией территории Чеченской Республики Ичкерия и признал существующий там режим оккупационным и нелегитимным.
2. Осудил международные преступления, совершенные Российской Федерацией в ходе первой (1994–1996 гг.) и второй (1999–2009 гг.) войн против Чеченской Республики Ичкерия, и политику геноцида чеченского народа, напоминающую преступные действия царского режима в Крыму в 1817–1864 годах и советского правительства в 1944 году.
3. Призвали государства-члены ООН и международные организации обеспечить независимое и беспристрастное расследование военных преступлений, совершенных на территории временно оккупированной Чеченской Республики Ичкерия, и привлечь виновных к ответственности, а также признать Чеченскую Республику Ичкерия временно оккупированной Российской Федерацией и выступить с осуждением преступления геноцида против чеченского народа.

Первый и второй Форумы свободных народов России прошли в Варшаве и Праге в мае и июле 2022 года соответственно.[13] На втором форуме представители нерусских народов приняли “Декларацию о деколонизации России”.[14]  В декларации говорится, что Россия “осуществляла колониальную политику и практику на протяжении столетий, в результате чего наши коренные народы и колонизированные регионы стали жертвами исторической несправедливости, а в отдельных случаях — принудительного перемещения и геноцида. Сейчас же колониальная политика выражается во все более нарастающих масштабах государственного терроризма и репрессий”.

“Российская Федерация сегодня — это страна-террорист, которую возглавляют военные преступники. Ряд развязанных имперским руководством Российской Федерации за последние 30 лет безумных войн лишает наши коренные народы и колонизированные регионы самого главного — права на жизнь, поскольку мобилизации подвергаются, в первую очередь, представители коренных народов и колонизированных регионов, которых используют как “пушечное мясо”, — говорится в Декларации далее.

“С началом захватнической войны против Украины наши народы и регионы против своей воли оказались втянутыми в военные преступления, в том числе, в развязанный Кремлем геноцид украинской нации. Из-за такой политики имперского центра народы и регионы Российской Федерации столкнулись с санкционными ограничениями, угрозой цивилизационной изоляции и даже полного исчезновения”, — отмечается далее в Декларации.

Второй Форум свободных народов России потребовал права на самоопределение, предусмотренного четырьмя международно-правовыми документами:

1. Уставом ООН.
2. Декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным народам.
3. Декларацией ООН о правах коренных народов.
4. Декларацией о государственном суверенитете Российской СФСР от 12 июня 1990 года.

Второй Форум свободных народов России осудил “нарушение основных прав и свобод” коренных народов в Российской Федерации наряду с “внутренним террором и репрессиями” против них. Имперская политика России по отношению к нерусским народам “утверждает подчиненное колониальное положение коренных народов”, а их дискриминация, такая как “насильственная ассимиляция”, направлена на “колонизацию и уничтожение” их языков, культуры и систем образования.

Экоцид и чрезмерная эксплуатация природных ресурсов кормят кремлевских клептократов и российскую военную машину, при этом лишь незначительная часть финансов реинвестируется в нерусские республики. Этим национальным территориям отказано в самоуправлении, потому что путинский режим подорвал федерализм, чрезмерно централизовав государство. Центральное правительство игнорирует протесты и разрешает хранение опасных отходов, ядерного и химического оружия в нерусских республиках.

Второй Форум свободных народов России выдвинул три требования:

1. Полная и контролируемая деколонизация с целью освобождения и восстановления независимости и суверенитета.
2. Создание Национальных переходных правительств и региональных парламентов.
3. Проведение международной конференции “О мирной деколонизации и территориальном устройстве постсоветского пространства”, которая обеспечит:
– Мирный путь к деколонизации.
– Демаркацию границ.
– Договоры о дружбе.
– Принципы раздела активов и долгов.
– Новые конституции.
– Возвращение органов безопасности на свою новую родину.
– Создание Национальных легионов в качестве сил самообороны.

После вторжения России президент Зеленский в сентябре 2022 года обнародовал собственное обращение, в котором заявил:[15]

“Народы Кавказа! Все народы на территории России! У вас нет ни одной причины, чтобы быть среди этих многих, кто всё еще служит тому одному, кто хочет этой войны. Вы не должны погибать в Украине. Ваши сыновья не должны погибать в Украине. Нет у вас такой обязанности и такого долга. Ни перед вашими отцами, ни перед вашими детьми, ни перед вашим будущим, ни перед будущим вашей земли. И вы это знаете”.

“Всякий, поднявший оружие против истины, поднимает его на свою погибель”, — в Кремле, похоже, не знают этих слов имама Шамиля. Но эти его слова должны знать на Кавказе. Их должны услышать в Сибири и на всех других землях, с которых отправляют людей на эту войну”, — продолжил президент Зеленский.

“И теперь — мобилизация. Боритесь, чтобы не погибнуть! Защищайте свою свободу сейчас на улицах и площадях, чтобы не пришлось потом воевать в горах и лесах просто за свое право жить, когда российская власть начнет и следующие волны мобилизации”.

Зеленский посоветовал российским солдатам:

“Делайте хотя бы татуировку с вашим именем и фамилией, чтобы мы знали, как найти ваших родных, когда вас убьют и когда при вас не будет даже солдатского жетона. Российская власть отправляет на эту войну людей без солдатских жетонов, часто — без документов!”.

В конце своего обращения президент Зеленский заявил:

“Дагестанцы не должны погибать в Украине. Чеченцы, ингуши, осетины, черкесы и любой другой народ, который оказался под российским флагом. Всего почти 200 разных народов… Вы знаете, кто отправляет их в Украину. Тот, кто отправляет, он и хочет их сделать “грузом 200”.

Западные русофилы

Русофилы в западных академических кругах, аналитических центрах и СМИ по понятным причинам обеспокоены растущей поддержкой деколонизации Российской империи, маскирующейся под Российскую Федерацию. Превращение России в национальное государство лишило бы их возможности претендовать на роль экспертов, поскольку большинство руководителей академических и аналитических центров посткоммунистического мира составляют большинство внешних рецензентов статей и исследовательских работ, подаваемых в научные журналы.

Потенциальное снижение будущих перспектив трудоустройства западных русофилов будет положительным сдвигом. Ведь многие из них преуменьшали или отрицали рост национализма в путинской России, в то время как даже те, кто писал о русском национализме, игнорировали растущее влияние русской белой эмиграции, отрицающей существование Украины и украинцев.[16] В двух крупных книгах, опубликованных после кризиса 2014 года и накануне вторжения, игнорировалось, как русский национализм эволюционировал от советского принятия Украины и украинцев до прямого отрицания их существования белоэмигрантами.[17]

В одной из этих книг, помимо отрицания того, что путинский режим является националистическим, Марлен Ларюэль также выступает против того, чтобы характеризовать Россию как фашистский режим; ее книга на эту тему[18] была опубликована в неподходящее время, в том же месяце, когда были раскрыты российские военные преступления в Буче, под Киевом. С тех пор появляется все больше доказательств фашистского и геноцидного характера российского вторжения в Украину.

Поэтому, пожалуй, неудивительно, что Ларюэль также является главным противником деколонизации Российской Федерации. Вместо деколонизации Ларюэль предлагает “переосмысление” российского федерализма, что не представляется возможным для русских националистов. Большинство русских не уважают нерусские народы, которые они оккупируют и эксплуатируют, и верят в глубоко укоренившийся миф, что они несут им высшую русскую цивилизацию.

Ларюэль, к ее чести, признает, что у нерусских народов в Российской Федерации есть к московскому имперскому центру длинный список претензий, который продолжает расти. Они чрезмерно используются в войне против Украины с гораздо более высокими показателями потерь в нерусских регионах. Дагестанцы, чеченцы, татары, буряты, тувинцы и другие нерусские народы гибнут в гораздо большем количестве, чем этнические русские. Мобилизация осенью 2022 года была организована непропорционально в нерусских регионах, и эти новомобилизованные солдаты, отправленные в качестве пушечного мяса в Украину, понесли больше потерь, чем этнические русские. Поскольку Кремль не беспокоится о высоком уровне погибших российских солдат (100 000 к декабрю 2022 года) и планирует затянуть вторжение, если получится, до войны на истощение, то число жертв среди нерусских народов продолжит расти.

Нерусские народы Российской Федерации имеют также культурные недовольства, как и многочисленное украинское меньшинство, которое Ларуэль — как и все западные русисты — игнорирует. Нерусские народы и украинское меньшинство в Российской Федерации очень недовольны своей денационализацией и русификацией. Они требуют внесения изменений в российские школьные учебники, в которых аннексии и вторжения воспеваются как “меньшее из двух зол” по сравнению с аннексией другими державами и потому, что Россия якобы принесла им высшую цивилизацию и культуру.

Российские учебники и высокомерный русский шовинизм по отношению к нерусским и украинцам вряд ли изменятся, поскольку они глубоко укоренились в русской психике. Столетия строения империи русскими и десятилетия советской историографии и учебников глубоко укоренили шовинистические взгляды на нерусских и украинцев. Они только сильнее укрепились из-за путинской ресоветизации и ресталинизации России.[19] Поэтому призыв Ларюэль изменить “национальное отношение к наследию российской колонизации” во всех отношениях не имеет смысла.[20]

Еще одна проблема — чрезмерная эксплуатация природных ресурсов в нерусских республиках Российской Федерации. Трудно представить, как изменится эта система, если Россия останется мафиозным государством с олигархами, действующими как кремлевские бояре в нерусских регионах.

Неспособность Ларюэль не видеть национализма среди нерусских республик Российской Федерации следует понимать вместе с ее отрицанием существования национализма в путинской России. Ларюэль верит в узы, связывающие русских и нерусских. Она утверждает, что западные эксперты, выступающие за деколонизацию Российской Федерации, придерживаются “ошибочной стратегии”, поскольку им якобы “не хватает знаний о том, что объединяет российское общество во всем его многообразии”.[21] Подобные заявления, несомненно, делались в защиту колониальных связей Британии и Франции с их колониями.

В заключение Ларюэль предупреждает, что распад Российской Федерации приведет к гражданской войне и насилию против нерусских националистов, требующих независимости. Хотя это было бы трагедией, это не было бы хуже, чем сохранение Российской империи в ее нынешнем виде с непропорционально большим числом нерусских, убитых в погоне Кремля за империализмом. В конце концов, денационализация и русификация также являются формами насилия против нерусского и украинского меньшинства в Российской Федерации. Гражданская война в России, более вероятно, произойдет между российской элитой и органами безопасности, стремящимися захватить власть в постпутинскую эпоху, а не между нерусскими. Гражданская война между русскими привела бы к выводу органов безопасности из территорий нерусских народов, что было бы им на пользу и открыло бы мирный путь к национальной независимости.

Россия должна отказаться от своей империи, чтобы процветать как национальное государство

После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация приняла ту же имперскую идентичность, которую советы унаследовали от своих царских предшественников поколениями ранее. С начала 1990-х Россия требовала от Запада признать бывший СССР своей исключительной сферой влияния. Эта позиция отражает сильные имперские инстинкты внутри Кремля и во всем российском обществе, а также непонимание того, что именно составляет границы “России”.

Русская православная церковь также считает своей канонической территорией весь СССР, особенно Украину и Беларусь. Это сильно отличается от других православных церквей, которые связаны с национальными государствами, а не с многонациональными империями. Господство Русской православной церкви на территории бывшего СССР начало ослабевать в середине 1990-х годов, когда от нее отделилась Эстонская православная церковь. Большой вызов возник в 2018–2019 годах, когда Константинополь объявил Украину не канонической территорией Русской православной церкви и признал автокефалию Православной церкви Украины. До и особенно после вторжения Русская православная церковь в Украине потеряла свои позиции — только четыре процента украинцев заявили о своей принадлежности к ней, по сравнению с 54 процентами (автокефальной) Православной церкви Украины в июле 2022 года.[22] Украинская греко-католическая церковь имеет в два раза больше прихожан (восемь процентов), чем Русская православная церковь в Украине. Латвийская, Литовская и Молдавская православные церкви также начали добиваться автокефалии от Русской православной церкви. Отстранение Лукашенка от власти, которое будет неизбежным при постпутинском режиме в России, также, вероятно, приведет к требованию православной автокефалии в Беларуси.

Эти события важны в процессе деимпериализации Русской православной церкви, способствуя переходу от притязаний на юрисдикцию над всем бывшим СССР и тем самым укреплению связей между советской и русской идентичностью к превращению в национальную церковь русского национального государства.

Русская и советская идентичности были практически неразличимы в СССР. Когда Советский Союз распался, РСФСР взяла под свой контроль советские институты в Москве и начала процесс постсоветского государственного строительства сверху вниз. Нежелание России полностью отмежеваться от СССР было очевидным в декабре 1991 года, когда президент Борис Ельцин сначала поддержал продолжающиеся переговоры о преобразовании СССР в Союз Суверенных Государств, но после того, как Украина отвергла это предложение, предложил Содружество Независимых Государств (СНГ).

На протяжении 1990-х годов гражданская привязанность к Российской Федерации как национальному государству-родине для русских оставалась слабой. Еще в 1993 году Россия потребовала от Запада признать Евразию своей исключительной сферой влияния, при этом Кремль стал выступать против расширения НАТО и ЕС в этом регионе и использования миротворцев ООН в спровоцированных им замороженных конфликтах.

Между тем, более откровенно имперские формы русской идентичности оказались гораздо более популярными, что привело к призывам к возрождению Советского Союза и царской империи или к тому, чтобы возрождающаяся Россия возглавила новый Евразийский Союз. Эта тенденция была очевидна еще до падения советской империи, когда русский националистический диссидент Александр Солженицын призвал в 1990 году заменить СССР Российским союзом трех восточнославянских народов (России, Украины и Беларуси). Эта концепция будет возрождена и расширена, чтобы послужить основой путинского “русского мира”, который был представлен в 2007 году.

Популярность супранациональных имперских идентичностей в постсоветской России стала очевидной во время конституционного кризиса 1993 года, когда “красно-коричневый” альянс коммунистов, крайних националистов и фашистов попытался свергнуть президента Ельцина. Три года спустя, во время президентских выборов в России, Ельцин взялся за имперскую стратегию создания союзного государства с Беларусью, чтобы противостоять сильной реваншистской поддержке лидера Коммунистической партии Геннадия Зюганова.

К тому времени, когда ветеран КГБ Путин на рубеже тысячелетий стал президентом, Россия уже заметно отошла от короткого заигрывания с европейской интеграцией, подготовленного другим бывшим офицером КГБ. В 1996 году бывший офицер КГБ и председатель СВР (Службы внешней разведки России) Евгений Примаков сменил Андрея Козырева на посту министра иностранных дел. Примаков переформатировал российскую внешнюю политику с политики России в “общеевропейском доме” на Россию в центре евразийской цивилизации, которая превосходит Запад и конфликтует с ним. Путин открыто принял имперскую идентичность России. Важно отметить, что корни одержимости Путина Украиной восходят к самому началу его президентства и к концу 2000-х превратились в  цель вернуть Украину в “русский мир”.

Позиция Путина едва ли удивительна. Советский КГБ, где он провел годы становления своей профессиональной карьеры, всегда был шовинистической структурой, открыто исповедующей чувство имперской миссии России и русский шовинизм по отношению к украинцам. Советский КГБ стоял за многочисленными волнами политических и культурных репрессий в Украине в 1960-х и 1970-х годах, которые были крупнейшими гонениями в Советском Союзе. Этот русский шовинистический менталитет был передан постсоветским институтам-преемникам КГБ, которые стали играть доминирующую роль в России после прихода Путина к власти и создания милитократии.[23] Соседи России, бывшие советские республики, такие как Украина, никогда не считались обладающими реальными полномочиями или подлинным суверенитетом. Вместо этого они рассматривались как часть неформальной империи современной России. Такие идеи пользуются широкой поддержкой среди российской общественности и активно пропагандируются в тщательно контролируемых российских СМИ и посредством кремлевской дезинформации.

В 2012 году Путин вернулся на пост президента с целью войти в историю как собиратель земель русских. На практике это означало завершение реинтеграции Беларуси и Украины. Путин всегда рассматривал эти два восточнославянских государства как основных членов своего “русского мира” и Евразийского Союза. После аннексии Крыма в 2014 году и превращения Беларуси в марионеточное государство России в 2020 году последним и решающим шагом в этом историческом процессе должно было стать полное подчинение Украины в 2022 году. К сожалению для Путина, его вторжение в Украину приведет не к завоеванию Украины, а к распаду Российской Федерации.

Вторжение в Украину пошло не по плану. Далеко не завершая историческую миссию Путина, быстро провалившееся нападение на Украину резко подорвало репутацию России как великой державы и военной силы, с которой нужно считаться. Вместо этого многие теперь смотрят на Россию как на слабеющую державу и считают, что Российская Федерация созрела для распада. Соответственно, пострадала и способность Москвы проецировать свое влияние в Евразии и за ее пределами. Это дает соседям России и западному миру прекрасную возможность способствовать эволюции постимперской русской идентичности, поддерживая деколонизацию последней оставшейся в мире империи.

Для достижения этой цели демократический мир должен прекратить косвенное признание имперских устремлений России, а поощрять превращение России в национальное государство, отказавшись от нерусских народов. Западные лидеры также должны содействовать тому, чтобы нерусские государства бывшего СССР перестали укреплять супранациональную идентичность России и прекратили свое участие в постсоветских структурах, основной целью которых является продление регионального доминирования России. Членов ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности) и Евразийского экономического союза следует поощрять к выходу из них. Армению, одно из двух оставшихся российских марионеточных государств, следует убедить вернуться к Соглашению об ассоциации с ЕС, от которого она отказалась под давлением России в 2013 году.

Спустя три десятилетия после распада СССР война в Украине показала, что Россия — не великая держава, которой она себя величала, а империя в упадке. Катастрофическое вторжение в Украину обнажило внутренние слабости и спровоцировало крах российского влияния на всей территории бывшей советской империи и вероятную деколонизацию последней в мире империи. В стратегических интересах Запада поощрять эти процессы, поскольку трансформация русской национальной идентичности в постимперскую и гражданскую форму укрепила бы европейскую безопасность, снизив угрозу постоянных вторжений России в соседние страны. В конечном счете, в выигрыше окажется сам русский народ.

Россия всегда будет представлять угрозу для Запада, являясь “гиперцентрализованной империей с мессианской идеологией”.[24] Деколонизированная Россия, преобразованная в национальное государство, больше не будет вести агрессивные империалистические войны, поскольку ею больше не будет двигать “мессианская идеология”.

Часть II

Другие рассказы Тараса Кузьо

Другие рассказы, иллюстрированы Мариной Луцик


Тарас Кузьо — британский ученый, специалист по истории и политике независимой Украины, профессор политологии Национального университета “Киево-Могилянская академия” и автор книги “Война Путина против Украины. Революция, национализм и криминалитет” (2018).  



[1] Taras Kuzio, ‘The European Mass Graves You Never Knew About,’ Rolling Stone magazine, August-September 2022, сс.44–49.

[2] Arkady Ostrovsky, ‘Russia risks becoming ungovernable and descending into chaos,’ The Economist, 18 ноября 2022.

[3] https://kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1167&page=1

[4] Janusz Bugajski, Failed. State. A Guide to Russia’s Rupture (Вашингтон: Jamestown Foundation, 2022), с.5.

[5] https://mfa.gov.ua/en/news/zayava-mzs-ukrayini-shchodo-nelegitimnosti-perebuvannya-rosijskoyi-federaciyi-v-radi-bezpeki-oon-ta-organizaciyi-obyednanih-nacij-u-cilomu?s=03

[6] https://www.youtube.com/watch?v=hQ58Yv6kP44 and https://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

[7] Vadim Shtepa, ‘Russia’s Inside-Out Federation,’ Eurasia Daily Monitor, 19, 148 (6 октября 2022). https://jamestown.org/program/russias-inside-out-federation/

[8] V. Shtepa, ‘Putin’s Double Standards. A Unitary Empire for a ‘Multipolar World’,’ Eurasia Daily Monitor, 19, 168 (10 ноября 2022). https://jamestown.org/program/putins-double-standards-a-unitary-empire-for-a-multipolar-world/

[9] https://www.youtube.com/watch?v=DOd7Oy0xJ-s&t=4s

[10] Yekateryna Bezmenova, ‘Russia’s ‘Shadow Mobilization’ Accelerates With New Ethnic Units From The North Caucasus,’ RFERL, 26 июня 2022. https://www.rferl.org/a/russia-ukraine-war-north-caucasus-recruitment/31915842.html

[11] https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2734-19#Text и “Голос України”, 7 июня 2019.

[12] https://itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/40676

[13] V. Shtepa, ‘Responding to Moscow’s Imperial Revanchism, a “Post-Russia” Forum Is Born,’ Eurasia Daily Monitor, 19, 122 (10 августа 2022). https://jamestown.org/program/responding-to-moscows-imperial-revanchism-a-post-russia-forum-is-born/

[14] https://www.voltairenet.org/article217772.html

[15] https://www.president.gov.ua/news/zvernennya-prezidenta-ukrayini-do-korinnih-narodiv-rosiyi-bo-78137

[16] Taras Kuzio, ‘The nationalism in Putin’s Russia that scholars could not find but which invaded Ukraine,’ Ideology, Theory, Practice, Journal of Political Ideologies, 4 апреля 2022. https://www.ideology-theory-practice.org/blog/the-nationalism-in-putins-russia-that-scholars-could-not-find-but-which-invaded-ukraine

[17] Pal Kolstø and Helge Blakkisrud eds., The New Russian Nationalism. Imperialism, Ethnicity and Authoritarianism (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2016) и Marlene Laruelle, Russian Nationalism. Imaginaries, Doctrines, and Political Battlefields (Лондон: Routledge, 2019).

[18] M. Laruelle, Is Russia Fascist? Unraveling Propaganda East and West (Итака, Нью-Йорк: Cornell University Press, 2022).

[19] Olga Kryshtanovskaya and Stephen White, ‘The Sovietization of Russian Politics,’ Post-Soviet Affairs, 25, 4 (2009): 283–309 и Taras Kuzio, ‘Stalinism and Russian and Ukrainian National Identities,’ Communist and Post-Communist Studies 50, 4 (2017): 289–302.

[20] M. Laruelle, ‘Putin’s War and the Dangers of Russia’s Disintegration,’ Foreign Affairs, 9 декабря 2022. https://www.foreignaffairs.com/russian-federation/putins-war-and-dangers-russian-disintegration

[21] M. Laruelle, ‘Putin’s War and the Dangers of Russia’s Disintegration.’

[22] https://kiis.com.ua/?lang=ukr&cat=reports&id=1129&page=5

[23] Olga Kryshtanovskaya and Stephen White, ‘Putin’s Militocracy,’ Post-Soviet Affairs, 19, 4 (2003): 289–306.

[24] Shtepa, ‘Putin’s Double Standards.’

БОЛЬШЕ С ВЫПУСКА №8:

Mapping the Peace

There is no scenario in which Russia retreats from Ukraine and negotiates in good faith, unless

The Curious Case of a Delusional Codependency

Germany’s maniacal fascination with Russia goes back centuries, and was built on toxic narratives of power, violence, and deception

The Providence of Ukraine’s Victory. Part II

Putin’s invasion of Ukraine has exposed Russia to be a fragile state and a Potemkin great power in the process of disintegration…

The Russian Soldier’s Code of Honor

It all began the day before the baptism of Rus’ several hundred years ago, when the last self-proclaimed Cimmerian, on his 999th birthday had a coming-out and decided to be a Russian…